Приватность в сети

Главная Интернет

Приватность в сети

6 причин, почему меня нет в «Фейсбуке»
Перевод статьи Дэвида Роуэна, редактора Wired UK.
— Дэвид, да ты как старик! — Мэтт Флэннери, владелец сайта общественных займов Kiva, никак не мог взять в толк, почему же я отказываюсь оставаться на связи в «Фейсбуке». — «О чем ты беспокоишься?» — подшучивал он надо мной в перерывах на конференции PINC в Голландии. — «Только старики беспокоятся о приватности».
Признаюсь, Мэтт, я уже перешагнул 30-летний рубеж и все еще не использую смайлы в деловой переписке. Но позволь мне объяснить, почему я не являюсь активным пользователем «Фейсбука», не вывешиваю на Blippy покупки, сделанные по кредитной карте, не позволяю Google Buzz видеть мою адресную книгу и даже не публикую свою ДНК на 23andme.com. Такое осторожное использование социальных сетей не имеет ничего общего с паранойей насчет приватности, и, да, я ценю эти сервисы за беспрецедентную прозрачность и возможность с легкостью поддерживать связи. Но что меня беспокоит, так это цена, которую мы платим, все больше погружаясь в эти имеющие собственников сети. Вот полдюжины причин.
Частные компании существуют не ради ваших интересов
«Фейсбук» и «Гугл» зарабатывают деньги, продавая рекламодателям возможность показывать объявления целевой группе потребителей. Это объясняет бесконечную череду соглашений о конфиденциальности на сайтах — все делается для того, чтобы было проще купить доступ к вашим «лайкам», интересам, фотографиям, друзьям, намерениям совершить какую-то покупку. «Фейсбук» сделал многое, чтобы пользователям было сложнее понять, чем именно они жертвуют, — поэтому, например, документ, описывающий правила хранения личной информации в соцсети вырос с 1 004 слов в 2005 до 5 830 в этом году (газета «Нью-Йорк Таймс» сравнивает его с конституцией США, в ней всего 4 543 слова). Марк Цукерберг однажды презрительно пошутил про «тупых ублюдков», которые «доверяют мне». Я восхищаюсь бизнесом, который посторил Цукерберг, но я не доверяю ему.
Социальные сети лишают нас возможности начать с начала
«Когда вы молоды, вы совершаете ошибки и делаете разные глупости», — так президент Обама предостерегал старшеклассников из Виргинии в сентябре прошлого года. «Внимательно относитесь к тому, что вы пишете в „Фейсбуке“, потому что в нашу ютубовскую эру все, что вы сделали, когда-нибудь снова всплывет в вашей жизни». Он прав: то, что единожды попало в онлайн, может преследовать вас всю жизнь. Как сказал писатель Жарон Ланье в своей недавней лекции, если бы у Роберта Циммермана из городка Хибинг в Миннесоте был в свое время профиль в «Фейсбуке», то он вряд ли бы смог родиться заново нью-йоркским битником Бобом Диланом.
Информация, которую вы предоставляете с какой-то одной целью, может быть использована для чего-то другого
Вы делаете звонок, чтобы заказать пиццу, а компьютер телефонного оператора уже имеет доступ к статистике вашего участия в выборах, истории трудовой деятельности, книгам, которые вы брали в библиотеке — все «просто встроено в систему» для вашего удобства. Девушка из службы доставки предложит низкокалорийную пиццу с тофу, потому что ей известен точный объем вашей талии, она добавит к чеку стоимость доставки, потому что вчерашнее ограбление в вашем районе автоматически поместило его в «оранжевую зону», и она будет настороже, потому что последняя книга, которую вы взяли в библиотеке, называлась «Как справиться с депрессией». Это тот путь, по которому мы идем, и поверить в это совсем несложно. Уже сейчас исследования показывают, что 35% компаний принимают решения о приеме на работу, сверяясь с личной информации соискателей в социальных сетях. Вам кажется, что вы сможете контролировать, что будет происходить с вашими личными данными?
Есть вероятность, что личная информация будет использована против вас
Марк Цукерберг любит повторять, что во все более прозрачном мире «у вас есть только одно „лицо“; времена, когда вы примеряли разные роли для коллег или друзей, проходят очень быстро». Это должно полностью устраивать Марка Цукерберга и его бизнес, но для наших многослойных жизней это совсем не так. Обиженный экс-партнер, соперник на работе, страховой агент или политический оппонент могут публиковать информацию, способную навредить или как минимум изменить ваш образ в глазах других.
Люди ошибаются и болтают больше, чем бы им хотелось
Чтобы понять, как много личной информации люди непреднамеренно сливают в «Фейсбук», зайдите на youropenbook.org и попробуйте поискать что-нибудь вроде cheated on my wife или my new mobile number is или feeling horny. Уверен, что большинство пользователей, об интимных подробностях которых вы прочитаете, даже не догадываются, что их посты так свободно распространяются. Они действительно дали Цукербергу свое согласие на это?
И кроме того, почему мы позволяем бизнесу вторгаться в наше общение с друзьями?
Как-нибудь вам следует прочитать те 5 830 слов: «Фейсбуку» принадлежат права на вашу личную информацию, и компания может продать ее кому угодно, кто готов заплатить. Да, регистрация бесплатная, но стоит задаться вопросом насколько эта «общественная польза» (их собственный термин) представляет интересы 500 миллионов человек.
Можете не верить мне, Мэтт, но молодые пользователи становятся осмотрительнее в том, как социальные сети используют их личные данные. Результаты последнего исследования центра Pew Internet and American Life Project среди 2 тыс. американцев говорят, что 44% опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет ограничивают доступ к персональным сведениям в онлайне — сравните эту цифру с 33% пользователей в возрасте 30-49 лет.
Считайте меня занудой, но это тренд, которым я с радостью делюсь с друзьями. Лично.
Дэвид Роуэн — редактор британской версии журнала Wired. Ведет ежемесячную колонку о технологиях в GQ. Этот текст впервые появился в сентябрьском номере GQ.

Основы осторожности в интернете
Мы вот тут пишем про фантастические куклы для девочек или эволюцию бабороботов, но совсем упустили из виду, что большинство читателей никогда не посещали курсы «Основы осторожности в интернете». Речь идет, конечно, о недавней заметке газеты F5 «Как в сети сохранить тайну». Кто-то не поверит, но очень многие до сих пор не знают, что в интернете трудно что-то скрыть и любые личные данные при желании становятся публичными. Вот памятка для тех ангелов, которые задавали вопросы типа «Каким же образом по нику можно узнать электронный адрес и личные данные?»

Первый шаг к посвящению в интернет-параноики — отключение истории своих поисков в «Гугле».
Итак, как они могут вас найти в интернете.
По IP-адресу
IP это набор цифр, который присваивается компьютеру, когда вы в сети. Эти цифры мало что говорят о вас другим, но о том, что они присвоены вам, знает провайдер, поставщик интернет-услуг, в распоряжении которого ваше имя, адрес, паспортные данные. То есть если кого-то сильно обидеть, вас могут найти, обратившись к провайдеру.
Что делать
Прятать свой IP от возможных искателей с помощью специальных сервисов. Наверно, самый известный такой сервис на русском — Hideme.ru (с ним же иногда удается пользоваться сайтами, которые официально не работают на территории России, то есть блокируют пользователей с российскими IP).
Чтобы увидеть, что говорит ваш IP другим людям, вот вам новый и очень простой «тестер анонимности» — Whoer.net. Просто откройте и увидите некоторый минимум личных данных о себе: из какого вы города, в какой локальной сети, что за операционная система на компьютере.
В универсальном поиске
В «Гугле», «Яндексе», «Рамблере». Искать вас могут не только по имени (по-русски и латиницей, по имени-фамилии и фамилии-имени). Номер телефона, аськи, адрес электронной почты, ник — тоже ключевые слова.
В специализированном поиске
Есть поисковые машины для особых задач, о существовании которых вы и не догадывались, но они могут кое-что знать о вас.

1. Закрытые платные поисковики по СМИ вроде «Интегрума», «Медиалогии» или таинственного «Кто там». Допустим, статья с информацией о вас исчезла из индекса «Гугла» — успокаиваться рано: эта статья будет вечно храниться в базе «Интегрума».
2. Системы для поиска людей.
3. Поиск упоминаний в блогах, блогах и микроблогах «Яндекса» и «Гугла».
Что делать
Поисковики не имеют отношения к содержанию страниц, которые находятся с их помощью. Обращаться надо к сайтам-источникам, где найдена нежелательная личная информация. (А если сведения о вас попали в медийный архив, то, пожалуй, уже ничего не поделаешь.)

В социальных сервисах
Почти 50 млн профилей во «В контакте» и 40 млн в «Одноклассниках». То есть работодатели, коллекторы, сомнительные анонимы и вообще кто угодно имеет доступ к информации разной степени приватности о 20-30% населения СНГ. Добавьте к этому блог-хостинги и сайты знакомств.

Что делать
Прежде всего быть осторожным при заполнении личного профиля. Воспользоваться настройкой приватности. В конце концов удалить аккаунт.

По картинке
Найти человека в интернете можно даже по картинке, скажем, по его аватару. С помощью поисковика копий изображений Tineye.com. Шансы, конечно, невелики, но есть.
Читайте наш список «Поиск похожих картинок»

Что делать
Использовать разные аватары, разные фотографии для разных сайтов, чтобы связанные с ними сведения о вас не смогли сопоставить. Или не пользоваться изображениями вообще.

По регистрационным данным на сайте
Перечисленные выше способы найти человека и сведения о нем более-менее поддаются нейтрализации. Совсем другое дело, какие тайны вы сами дарите сайтам, когда на них регистрируетесь. Каждый должен понимать, что помимо адреса почты сотрудникам этих сайтов известно о некоторых ваших действиях в интернете: переписка в почтовиках, чаты и скрытые фотографии на сайтах знакомств, история ваших ночных находок в поисковиках и так далее, и так далее. Более того, поисковые машины (и не только они) знают ваш IP, с какого сайта вы только что пришли, на какой затем перешли, ведут летопись о вашем серфинге, и если сравнить эти сведения с регистрационными данными, которые вы указываете, получается, что какие-то незнакомые люди потенциально способны узнать о вас очень многое, даже то, о чем сами вы уже забыли.
Что делать
В поисковиках — отключить ведение истории (журнала) или вести поиск без авторизации на сайте. Секретные письма отправлять с почтовиков, не требующих регистрации, скажем, с Аntireg.com — там же генерируются одноразовые адреса электронной почты. Если сайт, например, онлайн-магазин, запрашивает какую-то личную информацию, сделайте мнимый профиль на Fakenamegenerator.com — при возможности используйте данные оттуда. Вообще перечислять сайты для параноиков очень легко, но они вам не помогут: если кто-то сильно захочет, вас найдут. C этой мыслью надо смириться. Осознать, что интернет это не волшебная страна, а продолжение реальной жизни. И вести себя здесь соответствующим образом.
И будьте осторожны в комментариях. На многих сайтах модераторы видят ваш почтовый адрес и IP. Вдруг попросят одежду, ботинки и ключи от мотоцикла.
Читайте также
Как в сети сохранить свою тайну. Истории бывалых
Найти человека. 5 сайтов для поиска и слежки за людьми

КОММЕНТАРИИ

0